Про театральную реформу и контрактную систему, об особенностях таких изменений говорили в Луцке во время конференции Львовского межобластного отделения Национального союза театральных деятелей Украины.
На нем присутствовали директора 28 театров из 8 областей, также ждали и на министра культуры Украины Вячеслава Кириленко.
— В таком древнем искусстве, как театр, дурно вводить какие-то новшества. А что мы сейчас видим? Люди, которые даже малейшего представления не имеют о том, что такое театр, как он работает, хотят его реформировать. — С таких слов начал свое приветственное слово народный артист Украины Федор Стригун. — Чиновники не понимают, что нация начинается с культуры. Реформу хотят внедрить для всех театров Украины на примерах столицы. Но Киев — это не Тернополь, Луцк — Львов. Да и о чем они там, у себя, «сверху», говорят: конкурсный отбор актеров. Все же, кто работал в нашей сфере, и так знают, что найти вакансию очень сложно, а освобождается только, не дай Бог, когда кто-то умер. И неужели тогда надо проводить конкурс, приглашать актеров из других театров? А если в моем арсенале уже есть кем заменить? То для чего этот конкурс? Что он даст? К тому же наши руководители отменили художественные советы, потому что считают, что тайным голосованием выбирать актеров лучше. Но как было хорошо раньше, когда принимали молодого работника, брали его на год, два или пять на испытательный срок, после прохождения которого можно брать человека на постоянную основу…
Федор Николаевич также пояснил, в чем заключается хваленая европейская система принятия на работу актеров. Если она будет принята правительством, то театралов будут устраивать на работу только по контракту, а значит — будет указано, на какой срок. То есть, «если актера пригласили играть в Луцк на пять лет, после окончания соглашения продлили еще на 5, а потом скажут: «До свидания. Вы уже проработали два срока, а больше нельзя». И что ему делать тогда? Куда деваться молодому человеку, которому еще только работать и работать?»
Художественный руководитель Волынского облмуздрамтеатра Петр Ласточка выход из этой ситуации для всех актеров видит только в создании гильдии, которая бы заботилась об их социальной защите после окончания работы в театре, и замечает, что уничтожать саму структуру украинского стационарного театра является преступлением против всего искусства.
Во время конференции выступил также и директор Львовской оперы Тадей Эдер.
— В целом мире никто не ходит на спектакли, в оперу ходят на исполнителя. А как мы его ценим? Наша сцена имеет одну из лучших акустик мира. И наш исполнитель четыре с половиной часа поет без права даже на півмікрофона. Когда же на гастроли приезжает эстрадная певица, на ней прикреплен 42 микрофоны, а поет под фонограмму. И тоже «народная артистка». Если мы говорим о культуре, то в Украине ее нет. Не надо этому государству культура.
А сегодня наша власть хочет перевести все театры на городской бюджет. И мы и так едва сводим концы с концами. А что будет тогда? Я общался с директором Варшавской оперы с этого вопроса и он заметил, что каждый год от государства театры получают 80 млн евро. А у нас? В опере каждая партия, каждая роль оценивается по-разному, только наше государство сумело сравнить оплату всем.
В конце выступил председатель Национального союза театральных деятелей Украины Лесь Танюк.
— Знаете, недаром говорят, каждая новая власть хуже предыдущей. В очередной раз убеждаюсь, что это правда. При Януковиче с Азаровым было легче договориться, так как мы тогда стояли в оппозиции. И как бы там не было, но нас хоть немного боялись, знали, что мы выступаем против. Тогда Николай Янович таки выделял союза ежегодно на 10 млн. В этом году при демократической власти мы получили лишь 5 млн.
Завершили конференцию директора театров Западной Украины Заявлением к министру культуры Вячеславу Кириленко, который так и не приехал в Луцк, — просмотреть принятия этой реформы.