Журналист, звукорежиссер, режиссер массовых мероприятий, радиоведущий, директор продюсерской группы Дмитрий Ураєв рассказал “Ведомостям” о культурной составляющей в войне на Востоке.
Дмитрий, Вы недавно вернулись из зоны боевых действий. Какие, по Вашему мнению, причины войны на Востоке?
Когда я был в зоне проведения АТО и непосредственно в зоне боевых действий, я увидел, так сказать, “культурную подоплеку” конфликта, а точнее — его отсутствие. Зато очевидны были причины, которые способствовали развитию противостояния. В зоне проведения АТО на подконтрольной нам территории в Донецкой и Луганской областях — нет почти ничего, что могло бы быть расценено как поддержка украинской культуры, нации и государства. Люди там наедине со своими проукраинскими настроениями и корнями. Они, можно сказать, живут на территории “постсоветского заповедника”.
Тяжело было в один момент все оставить и пойти защищать Украину?
Это было необходимо, но это именно тот случай, когда нужно оставлять все и идти выполнять свой долг — защищать государство. Труднее всего было оставить семью, ведь все дела в сопоставлении с близкими людьми — ничто.
Сколько времени Вы пробыли в зоне АТО?
Год и три месяца — в мобилизации, из них 10 месяцев в АТО.
Какова была Ваша военная специальность, и какие задачи вы выполняли на фронте?
Поскольку по предварительной военной специальности я специалист в области радиолокации, то мне выпало возглавить один из боевых разведывательных подразделений. Считаю, что мы с побратимами успешно выполнили свою задачу. Все же, боевая дружба — это, пожалуй, самое ценное достояние, которое оставило яркий след в жизни и во многом повлияло на дальнейшую оценку ситуации в стране и обществе.
Недавно стало известно, что Вы подали свою кандидатуру на должность директора Дворца культуры Луцка. Что побудило это сделать?
Более 10 лет я занимался организацией массовых мероприятий — концертных программ, тематических акций. Имел тесные отношения со многими артистами, музыкантами, творческими коллективами с запада и центра Украины. Знаю, что состояние дел в этой сфере далек от порядка и совершенства. Культура — это та сфера, которая очень сильно сплачивает нацию, и не зря художников во все времена или уничтожали одни, или, наоборот, — подносили другие. У нас сейчас мастеров мало поддерживают и по большей части они оставлены на произвол судьбы.
В Украине, в частности на Волыни, в Луцке, людей искусства немало, мы живем с серьезным культурным багажом, созданным предыдущими поколениями. Да и современники не отстают, продолжают творить. Одна из общих проблем — как в старой поговорке: “умела готовить, да не умела подавать”. То есть нам не хватает так называемой “презентационной” составляющей — популяризации, своевременных премьер. Говорят, что не хватает площадок, где должны выступать артисты, не хватает выставок и выставочных центров, не хватает технического уровня для того, чтобы все мероприятия, которые касаются искусства, были донесены до молодежи и всех тех, кто хочет услышать и увидеть произведения искусства. Но у нас же есть Дворец культуры — место, где все должно быть образцовым примером для подражания. Дворец культуры должен существовать для людей, а не быть каким-то законсервированным заведением, который просто украшает одну из улиц Луцка.
Как Вы, как специалист в организации концертов и директор продюсерской группы, можете оценить состояние дел в культурной сфере?
Предпринимателей в области предоставления услуг в сфере культуры и театральной концертной деятельности очень мало, в частности в Луцке их единицы. И эти люди — в основном творческие единицы, которые стали предпринимателями, чтобы реализовать свой талант, возможности и творческие наработки. Никакая государственная структура, никакой Дворец культуры их к себе не возьмет. У нас фактически нет условий, чтобы какая-то государственная студия или Дворец культуры могли бы взять художника “с улицы”.
Дворец культуры — один из тех заведений, который должен эффективно работать в схеме организации массовых городских мероприятий. Любых. Профессиональная режиссура, ведущие, профессиональные специалисты, к примеру, со звука и света, — почему они не должны быть в городском Дворце культуры? Почти отсутствует студийная работа, не работает студия звукозаписи. И именно студийная работа в системе Дворца культуры должна существовать для того, чтобы собирать к себе художников.
Сейчас художники организуются самостоятельно — в творческие союзы, кружки и студии. Логично возникает вопрос — зачем тогда нужен институт управлений культуры, если люди себе сами все организовывают. Зачем тогда мы все здесь? Давайте просто розійдемось и не будем морочить друг другу голову. А этот дворец превратим, к примеру, на музей или что-то другое. Зачем стоит такой большой заведение, которое не выполняет своих функций, а община его удерживает?
Каким количеством художников, которыми славится Луцк, может на сегодня похвастаться наш Дворец культуры? По сути, перечень ограничивается несколькими танцевальными коллективами и ветеранским хором. С другой стороны, большое количество молодых исполнителей рождаются, творят и становятся известными в Луцке. Как пример, можно привести “Бувье”, “Фиолет”, “Флайзззу”, “Фридом”, “Давнюю сказку”, “Ауткрай” или “Черные черешни”. Их много. Скажите, у кого из них был сольный концерт в одном из официальных коммунальных залов? Все они презентуют свое творчество в коммерческих клубах и, соответственно, вся молодежь направлена на восприятие искусства только в клубах. Зайдите вечером в клуб “Оболонь”, “Майдан”, “Базилик” — там куча молодежи, и зайдите во Дворец культуры — там нет никого. То к чему мы идем? Да, это не заменяет одно другим, но ведь не только кушать в клубы идет молодежь. Люди хотят эстетики. Почему пианист или коллектив легкого джаза не играет на сцене Дворца культуры? Сейчас это происходит очень редко.
Чего, по Вашему мнению, не хватает культурном Луцке?
При условии налаживания регулярного сотрудничества на межрегиональном и межгосударственном уровне Дворец культуры должен быть местом, где сконцентрированы все связи в культурной сфере. И в любой момент Дворец культуры должен предоставить необходимую услугу на должном уровне. Масштабные мероприятия и приезды делегаций всегда должны включать культурную составляющую и за ее обеспечение должно соответствовать Дворец культуры. На сегодня этого не имеет.
Я не хочу быть предпринимателем от культуры, я хочу быть в нормальном смысле культурным функционером и помогать поднимать культурный уровень и развивать Луцк в культурном плане.
Беседовал Михаил Гарщаль