Поспешных бюджетных решений в областном совете не будет.
По инициативе председателя Волынского областного совета Игоря Палицы начат новую практику рассмотрения проекта областного бюджета. Постоянные комиссии областного совета тщательно проштудировали главный финансовый документ как с распорядителями средств областного бюджета, так и с руководителями предприятий, учреждений и организаций общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов области. Немало руководителей коммунальных учреждений были приятно удивлены форматом обсуждения бюджета, ведь ранее свое видение на финансирование учреждений и, в частности, распределение капитальных расходов, они могли выразить, в лучшем случае, отраслевому руководству.
Депутаты областного совета от новой практики процесса принятия бюджета получили возможность более осознанно голосовать в сессионном зале. Отныне они имеют информацию не только из пояснительной записки проекта бюджета и данные, изложенные в приложениях о доходах и расходах, но и от людей, которые непосредственно будут работать с этими средствами.
— Понимаю, что, введя новый формат обсуждения бюджета, мы получили задачку со многими неизвестными. Определиться с распределением финансирования, особенно на капитальные расходы, будет очень не просто.
Депутаты получили информацию о потребности отраслей в средствах. Цифры финансирования дефицитов впечатляющие. В каждой отрасли есть проблемы, которые заслуживают наше внимание. Куда направить деньги в первую очередь, несмотря на услышанное от руководителей учреждений? Мое видение остается неизменным приоритетом этого года должно быть охрана здоровья и здоровый образ жизни волынян, — заявил председатель областного совета в комментарии для пресс-службы главной предаставницької власти.
Игорь Палица считает, что нужно работать на развитие массового спорта, особенно для детей. «Нам нужно оторвать их от компьютерных игр и заинтересовать подвижными играми. Но для этого надо иметь стадионы, спортзалы, бассейны. Считаю, что в этом направлении должна работать не только областной бюджет, но и средства меценатов. Нужно изучить все способы привлечения международной технической помощи на эти вещи. Каждая инвестиция, которую можно привести на модернизацию социальной инфраструктуры, должен работать в нашей области», — считает Игорь Палица.
— Не имеем права забывать и про другие проблемы, озвученные руководителями коммунальных заведений, — продолжает председатель областного совета. — Внедрение мероприятий по энергоэффективности в образовательных учреждениях – также актуально. Это надо делать срочно, но только с позиции: каждая инвестиция в энергоэффективность – экономия бюджетных средств и гарантия тепла.
Мы не допустим ситуации, когда под видом энергосбережения, бюджет финансирует частные компании, для которых первоочередная задача – продать свои услуги, а не сэкономить расходы налогоплательщиков».
Во время обсуждения бюджета важный посыл прозвучал от руководителей учреждений культуры о потребности в капитальных расходах на улучшение материально-технической базы. «Пропаганда нашей культуры, сохранение народных традиций, историческая память – это фундамент нашей национальной безопасности. Было стыдно узнать, что основная экспозиция областного краеведческого музея формировалась в 1983 году. На одном энтузиазме работников культуры мы не уедем и не можем злоупотреблять этим. Нужно запустить такую систему финансирования, которая бы позволила в будущем отрасли культуры быть самоокупаемой, так как в развитых странах мира», — говорит Игорь Палица.
Безусловно, не обойтись без оптимизации неоправданных расходов на коммунальные предприятия, учреждения и организации. Но в этом направлении работает созданная советом временная контрольная комиссия, которая занимается проверкой этих заведений.
— Самый главный вывод от рассмотрения проекта областного бюджета – экономика на Волыни должен заработать активнее. Собственные прогнозируемые доходы областного бюджета в сумме до 300 млн грн – это мизер.
Правда о том, что область дотационная на 90% не добавляет оптимизма, но, наконец, должен стать холодным душем для бизнеса, который платит нелегальную зарплату и работает в тени; для волынян, которые могут работать, но думают, что всегда будут выживать из социальных подачек государства. Но и государство должно позаботиться об условиях для развития бизнеса, усовершенствовав налоговое законодательство. Ну, и наконец, обещанная финансовая децентрализация имеет из плоскости политических деклараций перейти в плоскость законодательной гарантии и реального действия. Сегодняшняя государственная политика в отношении областных бюджетов, заключается в дополнительной нагрузке на них без возможности увеличения доходной базы. Этими действиями центральная власть стикає местное самоуправление лбами с теми, кого отказывается финансировать и не берет на себя смелости понести за это ответственность. Я имею в виду и ФСО, и коллектив Ковельской железнодорожной больницы, и ветеринарную медицину, и профтехобразование. Конечно, мы найдем способ для решения проблем, но государство должно вести себя с местным самоуправлением честнее и порядочнее, — безапелляционен в видении проблемы Игорь Палица.
PS. Ориентировочной датой, когда может состояться второе пленарное заседание 2 сессии областного совета седьмого созыва, является 10 февраля. Напоминаем, в повестке дня сессии есть вопрос о областной бюджет 2016 года, который был внесен в областную раду еще 27 ноября, а после принятия Государственного бюджета Украины значительно уточнен. От исполнительной власти области неоднократно предлагались свои даты проведения бюджетной сессии в декабре-январе. У председателя областного совета Игоря Палицы на это единственная аргументированный ответ: «Поспешных бюджетных решений в областном совете не будет».