Основанный в середине XIX века, Ладомирський кладбище является одним из самых старых на Западной Украине.
К сожалению, ничего вечного в мире нет. Человек рождается, живет, умирает… По каждому из нас, говоря словами Антуана де Сент-Экзюпери, тоскующий звон. А особенно глухо звучит его набат над Ладомирським кладбищем в Владимире-Волынском.
Основанный в середине XIX века, это кладбище является одним из самых старых на Западной Украине. По оценкам, на 4 гектарах кладбища похоронено более 15 тысяч человек. Древнейшее захоронение датировано 1830 годом. Разделен он был на две части — польскую и украинскую, и к каждой из частей вели отдельные кладбищенские ворота. После установления советской власти этот раздел исчез, а с конца 80-х годов ХХ века и сам погост стал недействующим, то есть покойников на нем уже почти не хоронят.
На старых выветренных надгробиях уже едва прочитываются имена тех, кто под ними покоится, кто жил и творил в Владимире-Волынском десятки лет назад. Украинские и польские, белорусские и российские, австрийские и немецкие фамилии тех, кто нашел вечный покой на Ладомирському кладбище.
Бобки и Цинкаловські, Зубінські и Герштанські, Мандрыки и Оссовські — все они в свое время вложили в развитие города немало сил. А сколько есть тех, кто похоронен в братских могилах, их точного количества не знает никто. Менялась власть менялись места захоронений, а на одних могилах вырастали другие. Например, справа от центральной аллеи, возле выхода, находились могилы польских легионеров, во время немецкой оккупации там хоронили немцев, которые умирали в госпитале, который располагался в помещении педколледжа имени А. Ю. Крымского.
На месте захоронения сечевых стрельцов в 1941 году возвели мемориальную постройку по проекту Владимира Залуського. Три стилизованные каменные кресты. В центре — самый высокий. Внизу — трезубец и надпись: «Борцам, поляглим за волю Украины в 1919, 1920, 1939,1 941 годах».
Привлекает к себе внимание надгробная плита с высеченным на ней фамилией Бобко Василий Петрович. Он был одним из лучших хлеборобов Волыни, имел прекрасное имение в селе Будятичи. Для крестьянских детей Бобки построили хорошую школу, а их старший сын Евгений Васильевич — профессор-селекционер, доктор естественных наук. Когда правительство Польши бросил клич к народу о пожертвовании для построения авиационного флота, Василий Петрович понял, что мирной жизни приходит конец, отдал на это наследство родительского труда, переведен в золото.
При выходе из северных ворот (справа) похоронен летчик Олейник Григорий Никитович — Герой Советского Союза, который сбил 23 вражеских самолета. Здесь же нашла покой династия учителей Більдіних, уважаемых володимирчанами Ваврисевичів, просветительских деятелей Комаревичів.
Возле часовни (справа от входа) покоится прах четырех дочерей — Веры, Надежды, Марии, Галины — священника Дамиана Герштанського — депутата украинской фракции Госдумы, сенатора польского сейма.
А рядом могилы борцам за волю Украины похоронен священник Евгений Герштанський — в тяжелые времена Бог дал ему силу и энергию сохранить от закрытия и разрушения Васильевскую церковь. Среди достойных внимания захоронений могила Черенковського — офицера УНР, одного из инициаторов создания школ в Владимире.
По центральной аллее справа, недалеко от центрального входа, похоронены девушки — Славца и Галя Жулковські — одни из первых жертв начала Первой мировой войны.
Скульптура, архитектура, зодчество не были чужды умельцам-володимирчанам. Об этом свидетельствуют надгробия над могилами, разрушенные варварами часовни и ограды.
В 20-30 годах по Польше надгробия в Владимире изготавливали местные умельцы на улице Луговой. На каждый надгробие или склеп ставили свое клеймо.
В 1939 году по приказу советской администрации кладбище на несколько дней окружили энкаведисты — «прикрывали» грабеж семейных склепов, похищение кладбищенских скульптур и гранитных плит… Тяжело смотреть на настоящее Ладомирських часовен, которые разрушены временем, непогодой, атеистами и нашим равнодушием: развалины, грязь, запустение, летом сорняки выше пояса…
Ладомирський кладбище вопит, чтобы беречь его, ведь он — сама история.
— Еще десять лет назад краеведы высказывались об обязательной музеефикации Ладомирського кладбища и предоставления ему статуса исторического памятника, — рассказывает Владимир Стемковский, директор Владимир-Волынского исторического музея. — Но для этого нужно немало документов, соответственно — средств. Кроме львовского Лычаковского кладбища, в Западной Украине такие кладбище частично сохранились в Бродах, Дрогобыче и Жовкве.
Во Владимире мы имеем такую себе «Личаківку в миниатюре», которую пока можно спасти. Ведь за несколько десятков лет от него ничего не останется. К примеру, в прошлом году работники музея осматривали старые надгробия и сделали это уже в этом году — прочитать буквы на них уже почти невозможно.
Музейщики обратили внимание, что за последние полтора года из мраморных надгробий исчезают эпитафические плиты:
— Их сбивают, воруют и, наверное, местные «умельцы», которые переписывают фамилии на них и продают эти плиты новым покупателям. Очень много исчезло с кладбища чугунной ограды, некоторая была высокохудожественной ковки. Осталась та, которую воры не могут демонтировать. Все это делается с молчаливого попустительства местных органов власти и милиции. Они должны контролировать кто и куда сдает металлолом. Ситуация тревожная. Еще год-два — и от кладбища ничего не останется.
Владимир Стемковский видит спасение в установлении ограждения вокруг кладбища, его освещении и охране.
Забытые могилы просят ухода
В дни Великого поста, когда спешим к могилам родных, чтобы убрать их, поневоле вспоминаются те могилы, за которыми никто не ухаживает. Забытые могилки на кладбище — печальное зрелище. Они свидетельствуют, что ближайшие родственники тех людей отошли в мир иной, поэтому никому даже в поминальные дни вспомнить умерших. А еще печальнее, когда похоронен кого-то далеко от родного дома, в чужой стороне. Такие могилы так и просят их убрать.
Владимир Стемковский вспоминает случай, произошедший с одной женщиной, у которой на Ладомирському кладбище нет похороненной родные, но она постоянно убирает одну могилку. Рассказала, что однажды ей приснился священник, русском попросил убрать на его могиле. На следующий день нашла могилу капеллана драгунского белорусского полка отца Михаила Антонова. Следующей ночью спросила у него, и это могила. Он ничего не ответил, лишь усмехнулся…
Таких могил на кладбище сотни. Некоторые из них, с полуразрушенными памятниками, как могила протоиерея Николая Успенского. Как свидетельствует надпись на памятнике, он умер в далеком 1854 году.
Немало мусора на кладбище: консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки из-под пива и спиртного оставляют «посетители кладбища. Это мусор — безмолвное свидетельство деградации современников, которые не чтят память поколений, которые жили до них.
В древности был хороший обычай — колокола звонили не только на большие праздники, но и за каждой душой, что отошла. Поэтому хочется вспомнить хорошие слова: «Не радуйся, что по кому звонят колокола, они будут звонить и по тебе». Они зазвонят по каждому из нас, но пусть это время відтягнеться как можно дольше…