С 1 сентября 2016 года Кабмин отменил финансирование школ с менее чем 25 учениками за счет образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам.
На практике это отразится в тотальном закрытии школ в сельской местности.
Этой очередной «реформы» правительства Яценюка можно дать лозунг «закроем еще не закрыт». Впечатление такое, что недофинансирование образования и культуры, такое известное за 90-ми годами, намеренно возвращают, чтобы завершить деградацию сел.
Это не первая образовательная «инновация» на селе. Несколько лет назад на забвение начали обрекать начальные школы, в которых обучалось менее пяти учеников. Для примера, последние три школы в Владимир-Волынском районе, в селах Бегета, Когильне и Черникив, закрыли в сентябре 2015 года. Тогда жители села Бегета готовы были даже протесты во Владимир-Волынской РГА организовывать, и с 1 сентября школа таки заработала. И за то, что учеников решили обучать по индивидуальной форме обучения, родители были вынуждены перевести детей в соседнюю школу. Стоит отметить, что Бегета не является деградирующим селом, в нем много молодежи, развивается предпринимательство, то есть село преодолело период упадка и взяло курс на развитие. Только власть этого не замечает.
Правда, словом «закрытие» чиновники стараются не оперировать — его заменили на «приостановление деятельности». Это как будто такая спасительная «лапша» на уши родителей, мол, будет много детей в селе —школу откроем. Но за последние 10 лет в Владимир-Волынском районе ни одной начальной школы не открыли.
Теперь очередь пришла к девятилетних и одиннадцатилетних школ, в которых учится менее 25 учеников. Сколько таких школ на Волыни будет закрыто, пока областные чиновники, даже при обсуждении бюджета области на этот год, не разглашают. Вероятно, хотят до сентября 2016 года играть в молчанку, чтобы не вызвать массового возмущения. Но председатель Волынской ОГА на пресс-конференции в декабре оговорился, что на Волыни закроют 65 школ, где меньше 10 учеников.
Или спрашивать у общин согласия на закрытие школ? Вряд ли. Потому что нет гарантий, что из подобных общественных слушаний представители власти выберутся невредимыми. Да и законом слушания не предусмотрены.
Симбиоз бестолковой власти и молчаливого согласия народа на так называемые реформы аукнется будущим поколениям. Ведь закрытие социальных объектов на селе имеет следствием исчезновение сел с карты Украины.
Так, например, во Владимир-Волынском районе исчезли Октавин, Гевин, Оране, Кладнів, и еще с десяток сел прозябают. В этих селах я в свое время пообщалась с их последними жителями. Все, как один, рассказывали, что упадок села начался с преобразований колхозов и закрытия школ.
Село, колыбель украинской нации, 24 года обрекают на вымирание. В 90-х закрыли библиотеки и клубы. Потом добрались до начальных школ. Теперь очередь за большими школами. Из социальных объектов в селах ничего не строится. Ну, кроме баров. Но назвать их социальными объектами как-то язык не поворачивается. Поэтому не удивительно, что села стареют, молодежь в поисках лучшей доли перебирается на другие места, а те отчаянные, что в них остаются, тянут лямку жизни в окружении десятков таких же забытых властью смельчаков. Время и человеческое равнодушие стиратимуть иметь Волыни село за селом.
Невольно вспомнилась новость про Японию. На острове Хоккайдо железнодорожная станция Ками-Сіратакі несколько лет работает ради одной пассажирки. Три года назад японская железная дорога решила закрыть станцию из-за ее удаленности и непопулярный маршрут. Однако узнав, что маршрутом пользуется девушка, которая едет на обучение, железнодорожники решили подождать, пока она закончит школу. Поезд два раза в день останавливается, чтобы отвезти школьницу на уроки и забрать ее обратно домой. Расписание зависит от времени, когда девушка должна идти в школу и возвращаться обратно…
Япония страна для людей. Украина — пастбище для организованной олигархически-клановой касты, которой не нужны образованные граждане и развитое село.
Тем более, что дети тех, кто разрабатывает и принимает подобные решения, не учатся в сельских школах. А «трут брендовые брюки» в престижных городских гимназия и лицеях.
Не встают на несколько часов раньше, чтобы на стареньком школьном автобусе доехать до школы, а на «лексусах» и «мерседесах» приезжают на уроки. Это две параллельные реальности.
P. S. Тем, кто спросит, а где же брать деньги на функционирование социальных объектов на селе, отвечу: меньше воровать у собственного народа.