Что это: пиар, лоббирование собственных интересов или искреннее желание помочь?
Во вторник состоялось открытое заседание постоянной комиссии Волынского облсовета по вопросам экологии, рационального использования природных ресурсов, где подняли вопрос добычи песка из карьеров на территории Рожищенского района. Как известно, проблема не новая и уже тянется много лет, а все из-за того, что многотонные грузовики разрушают дороги, а за их дома, прилегающие к проезжей части.
На заседание пришли жители Рожища и мэр города, которые в один голос твердили, что дальше так жить не могут и будут прибегать к радикальным методам — перекрывать дороги. Ведь бороться с тем, чтобы багатовагові грузовики не ехали через город, невозможно. Несмотря на то, что стоят знаки ограничения движения таких транспортных средств, водители все равно нарушают Правила. ГАИ не реагирует на эту проблему. Жители жалуются, что от пользователей карьерами никакой пользы, только убытки. Им возразил частный предприниматель Сергей Котюк, который разрабатывает Носачевичівський карьер.
— Работаю только месяц, а за это время уже уплатил 10 тысяч грн налогов, сделал 400 м дороги, дал около 20 тыс. грн на общественные нужды, — подчеркнул предприниматель. — Машины, которые везут песок с карьера (Зилы, Камазы) грузоподъемностью 20 тонн. Они работают легально, имеют все документы, товарные накладные. Почему им препятствуют? У этих людей семьи — им нужно зарабатывать деньги.
На заседание комиссии пришли и сами перевозчики, которые подтвердили, что лица, которые не представились, загораживали дорогу и не давали проехать, хотя у них все документы в порядке. Когда же предложили вызвать сотрудников ГАИ и составить протокол, те отказались.
Члены комиссии заслушали и мнение дорожников. Как сообщил заместитель начальника службы дорог в Волынской области Юрий Ришкевич, эта проблема тянется с двухтысячного года.
— Дороги разрушаются под движением большегрузных автомобилей, — констатировал Юрий Владимирович. — Сокольский карьер — это был первый звонок, мы старались владельца как-то заставить помочь отремонтировать дорогу, но из этого ничего не вышло. И сейчас выплыл Носачевичівський направление — дороги, одна и вторая, на такие нагрузки не рассчитаны, они выдерживают максимум 24 тонны. На этом этапе максимум 20. Денег на восстановление покрытия нет. Альтернативы вывоза песка с обоих карьеров пока не найдено — все идет двумя дорогами общего пользования. Государство не выделяет средства, чтобы реконструировать пути под нагрузку 60 тонн. В Службы дорог фактически сейчас заблокированы счета, мы практически на грани уничтожения. Если общество само не возьмется за регулировку движения от этих карьеров, ситуация останется без изменений. Надо просить средства у государства, другого выхода нет. На сегодня за средства областного бюджета планируется эксплуатационное содержание направлению к Носачевичів. Это средства небольшие — на год их хватит. А по городу Рожище проблема остается.
Чтобы обсуждение не переросло в балаган, слово взял заместитель председателя облгосадминистрации Сергей Кошарук.
— Давайте запретим работу предприятий, закроем карьеры. И что — сядем возле разбитой дороги и будем сидеть? — обратился он к присутствующим. — Наша позиция была такой, чтобы подумать, как сделать так, чтобы в законный способ карьеры работали, чтобы этот бизнес помогал местным общинам решить их проблемы. Непременно нужно бизнесу свои действия согласовывать с местной общиной. Надо искать взаимопонимание. Вот если бы мы сегодня предоставляли право голоса тем, кто больше уплатил налогов и с них профінансувалась образование, здравоохранение, социалка, то, думаю, что риторика несколько бы изменилась. Позиция облгосадминистрации простая — без общества мы ничего не решим. Если есть ограничения в грузы, то, бизнес, будьте добры, переходите на другие, более легкие машины. Это вам не выгодно, но хоть какой-то компромисс. Сегодня запрещено проверки, и мы не можем недобросовестных бизнесменов привлечь к ответственности. Если видите нарушение, звоните на 102, официально заявляйте об этом.
Последняя его предложение возмутило жителей, которые заявили, что неоднократно звонили на 102, однако там отвечали, что это не их компетенция.
Сергей Кошарук высказал также мнение, что, возможно, кто-то специально накануне выборов хочет поднять эту проблему и идти с ней к людям. С его мнением соглашается председатель Лукова Лариса Забожчук. По ее убеждению, это сведение счетов между отдельными лицами, а также «игра на будущие выборы». Она отметила, что правы обе стороны — и местное население, и предприниматели. Однако подчеркнула, что разработчики карьеров платят немалые налоги и помогают деньгами сельским общинам.
Единственный конструктивный выход из ситуации предложил советник председателя облгосадминистрации на общественных началах Вениамин Туз. По его мнению, нужно было еще 20 лет назад, как только начинали разрабатывать карьеры, строить к ним подъездные пути. Так делается во всем мире. Он предлагает уже сегодня подумать о такие дороги, ведь лицензии, которые получают предприниматели или фирмы на добычу песка, выдают на 20 лет. Поэтому, если не сделать подъездных путей, проблема останется, ее не решит ремонт нынешних дорог, потому что их снова будут разрушать.
Председатель постоянной комиссии Волынского облсовета по вопросам экологии, рационального использования природных ресурсов Богдан Колесник взял заключительное слово и сообщил, что будет отправлен депутатский запрос в прокуратуру для того, чтобы выяснить, кто ведет «песчаный» бизнес незаконно и с нарушениями. Если такие будут, будут решать вопрос о лишении лицензий. По его мнению, все вместе должны искать средства на ремонт дорог. Для этого нужно подключать районный и областной бюджеты, Службу автомобильных дорог и недропользователей. Однако полемика не завершена. Комиссия планирует еще раз собраться, но уже с конкретным планом решения проблемы.