Кроме того, получатель субсидии обязан будет вернуть излишне выплаченную ему сумму
Сегодня уже по всей стране ведется активная работа по оформлению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения, причем по упрощенному порядку, и Волынь в этом не исключение. Однако для наших граждан не все моменты понятны. Они пишут в редакцию «Ведомостей» с просьбой разъяснить некоторые вопросы, касающиеся назначения жилищных субсидий. Их мы переадресовали директору департамента социальной защиты населения Волынской ОГА Оксана Гобод.
— Кто имеет право на назначение жилищных субсидии, какие категории граждан?
— Право на получение жилищных субсидий имеют домохозяйства, в которых расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, исходя из социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования услугами, превышают размер определенного обязательного платежа, — объясняет Оксана Михайловна. — Субсидию назначают одному из членов домохозяйства, который зарегистрирован в жилом помещении и на которого открыт лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Также право на оформление субсидий имеют лица, которые арендуют жилье и оплачивают стоимость жилищно-коммунальных услуг на основании письменного договора найма (аренды) жилья.
— Скольким домохозяйствам на Волыни уже назначены субсидии и сколько еще ожидают?
— За назначением жилищной субсидии по упрощенному порядку, который действует с 1 мая 2015 года, в органы социальной защиты населения обратилось 65, 7 тыс. лиц. 3, 9 тыс. заявлений подано за последнюю неделю. По состоянию на 11 сентября этого года, 53, 24 тыс. домохозяйств (81% от общего количества) назначены субсидии по новым обращением, еще для 22, 1 тыс. — осуществлен перерасчет. Следовательно, общее количество охваченных домохозяйств области жилищными субсидиями 80, 8 тыс. А сумма средств, начисленных за назначенными субсидиями для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за восемь месяцев составляет 79 380, 7 млн. грн. С началом отопительного периода 2015-2016 годов ожидаем еще на обращения за предоставлением субсидии. Прогнозируемое количество — до 140 тыс. получателей.
— В каких случаях семье могут отказать в назначении субсидии, сколько таких семей уже есть?
— Право на субсидию будет потеряно в случае осуществления семьей дорогой покупки, в том числе: дома, земельного участка, автомобиля и других товаров долгосрочного потребления на сумму свыше 50 тысяч гривен. Количество отказов в предоставлении права на предоставление субсидии по этой причине является ничтожной. Если в семье были расходы на сумму больше 50 тысяч гривен, субсидия, как исключение, исходя из конкретных обстоятельств и на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства, может быть назначена на основании решений соответствующих комиссий.
— Как рассчитывается сумма субсидии? Сколько платить за коммунальные услуги семьи, а сколько — государству? Может ли человек сам посчитать свою сумму субсидии?
— Субсидии назначаются при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, сжиженный газ, твердое и жидкое печное бытовое топливо в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами с учетом льгот, предоставляемых в соответствии с законодательством, и объемом определенного Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа. Размер обязательного процента платежа и субсидии определяют индивидуально для каждой семьи. Он зависит исключительно от доходов семьи.
Расчет обязательного процента платежа осуществляется по установленной формуле: среднемесячный доход на одного человека за предыдущий календарный год делится на прожиточный минимум на одного человека (в 2015 году — 1176 грн) и на базовый коэффициент 2, после чего умножается на базовый коэффициент 15%. Например: среднемесячный совокупный доход семьи пенсионеров (2 человека), которые получают только пенсию в минимальном размере по 949 грн каждый, составляет 1 898,00 грн. Соответственно среднемесячный доход на одно лицо — 949,00 грн. Согласно формулы: 949/1176/2 ٠ 15% = 6,05 % — поэтому семья пенсионеров будет платить за коммунальные услуги 6,05% своего среднемесячного совокупного дохода (1898,00 грн), остальное должна покрывать субсидия.
Для ориентировочного расчета субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг волыняне могут воспользоваться электронным «Калькулятор расчета субсидии», который разміщено на сайтах Министерства социальной политики Украины, областной государственной администрации, райгосадминистраций и городских советов. Следует обратить внимание, что расчеты являются предварительными и не охватывают все критерии, которые учитываются при назначении субсидии. Поэтому для окончательного определения права на получение субсидии рекомендуем волынянам обратиться в местный орган социальной защиты населения.
— Какие доходы принимают во внимание при предоставлении жилищных субсидий?
— Учитываются: заработная плата, пенсия, пособие, стипендия, алименты, выплаты в соответствии с условиями гражданско-правового договора, доходы от предпринимательской деятельности, сдачи имущества, в том числе и земельного пая, сельскохозяйственной продукции и тому подобное. Для назначения субсидии совокупный доход исчисляется исходя из начисленных лицам доходов без учета налога с доходов физических лиц, сведения о которых предоставляют структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения ДФС, Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, высшие учебные заведения, а также размеров государственной социальной помощи (кроме части помощи при рождении ребенка, выплата которой осуществляется одноразово, части помощи при усыновлении ребенка, выплата которой осуществляется единовременно, единовременного вознаграждения женщинам, которым присвоено почетное звание Украины «Мать-героиня»).
В совокупный доход не учитываются уплаченные лицом алименты, доходы от размещения депозитов, денежное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, которые принимают непосредственное участие в антитеррористических операциях, помощь общественных и благотворительных организаций, помощь на погребение, одноразовая помощь, которая предоставляется в соответствии с законодательством или по решениям органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности.
Урегулирован вопрос относительно учета доходов для лиц — предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога. В частности: для физических лиц-предпринимателей, которые избрали упрощенную систему налогообложения и являются плательщиками единого налога первой группы, до совокупного дохода за каждый месяц учитывается доход на уровне одного прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц за этот месяц, второй группы — двух прожиточных минимумов, третьей группы, — трех прожиточных минимумов.
— На какой срок назначают субсидию?
— На 12 месяцев. Также установлен автоматический принцип предоставления субсидии на новый период, то есть семьи не нужно будет повторно обращаться в орган социальной защиты населения для назначения субсидии на новый период в случае отсутствия изменений в составе домохозяйства, доходах и прочее).
— Может ли человек жить в трехкомнатной квартире и получать субсидию потому, что зарплата у него небольшая?
— Конечно, так. Критерий для получения субсидии только один — доход человека.
— Может ли рассчитывать на субсидию человек, который не имеет работы и находится на учете в центре занятости?
— Постановлением Кабмина от 28 февраля 2015 года № 106 «Об усовершенствовании порядка предоставления жилищных субсидий» с 1 мая 2015 года при назначении субсидии отменено ограничение относительно наличия в составе домохозяйства лиц трудоспособного возраста, которые не работают, не учатся и не состоят на учете в центре занятости как безработные. При этом для трудоспособных лиц, которые не работают и не имеют соответственно дохода, в расчет субсидии за каждый месяц включается месячный доход на уровне прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц в соответствующем периоде. Для граждан, которые получают (получали) пособие по безработице и имеют право на получение субсидии, в том числе на основании решений комиссий, при определении совокупного дохода лиц, зарегистрированных в жилом помещении, учитывают фактические размеры социальных выплат.
— В образце заполнения декларации говорится о том, что в случае представления недостоверных сведений о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, их доходы и расходы, может быть отказано или приостановлено предоставление субсидии. Кроме того, гражданину придется вернуть излишне выплаченную сумму субсидии. Поэтому, наверное, со стороны государственных структур предусмотрено какой-то контроль. Каким образом он будет осуществляться?
— Государство рассчитывает на то, что граждане честно подавать всю информацию, что касается, в частности, видов дохода. Так, если по сведениям, которые будут указаны в декларации, должна быть предоставлена субсидия, то ее предоставят. Члены домохозяйства дают согласие на обработку персональных данных о семье, доходах и расходах. Позже, после назначения субсидии, путем осуществления запросов к соответствующих органов, органы социальной защиты населения будут осуществлять проверку. Если выяснится, что предоставлены неполные сведения о доходах зарегистрированных в жилом помещении/доме лиц, то предоставление ранее назначенной субсидии прекращается, а получатель субсидии обязан будет вернуть излишне выплаченную сумму субсидии.