Еврейские могилы просят покоя

Єврейські могили просять спокою

Каждую весну в течение последних 5-ти лет неизвестные лица совершают надругательство на братскими могилами евреев на мемориальном комплексе рядом с селом Пятидні Владимир-Волынского района.

Вандалы с сумасшедшей регулярностью раскапывают могилы замученных, пытаясь найти среди останков убитых драгоценности. Место трагической гибели более 25 тысяч человек оскверняют своими действиями не только искатели мифического еврейского золота, но и любители любовных утех и контрабандисты, которые, перепаковуючи сигареты на Польшу, засоряют мемориал.

За эти годы правоохранителям так и не удалось найти нелюдей, а уголовное дело хоть и было возбуждено, но никаких последствий это не имело. Наверное, потому, что в бизнесе «черной археологии» замешаны далеко не бедные люди, и не только из Волыни.

В этом году снова был зафиксирован факт двух новых раскопок на братской могиле в П’ятиднях. Правоохранители возбудили по этому факту новое уголовное дело.

Председатель еврейской общины Владимира-Волынского, автор книги «Владимир еврейский. История и трагедия еврейской общины г. Владимира-Волынского» Владимир Музыченко ли не единственный, кто постоянно ухаживает за еврейскими братскими могилами и жалуется на вандализм во все государственные инстанции.

— Владимир, о сколько случаев вандализма на мемориале жертвам Холокоста в П’ятиднях Вам известно?

Єврейські могили просять спокою

— На моей памяти есть три вопиющие эпизоды. Первый имел место в 2010 году. Мои заявления по этому поводу в правоохранительные органы никого особенно не вдохновили на деятельность. По сути они были проигнорированы. Следующий случай был уже в 2011 году. Тогда милиция и прокуратура долго играли мной в «пинг-понг». Одни отказывали в возбуждении уголовного дела, другие отменяли их постановления. Прокуратура так и не возбудили уголовное дело, имея на это все полномочия. Не хочу говорить, что мне говорили некоторые сотрудники милиции вызывающе прямо в глаза, поскольку не смогу доказать, что это действительно было так.

Милиция и прокуратура могли особо не напрягаясь морочить мне голову годами, поэтому пришлось обращаться к людям другого калибра, привлекать мощные организации, не говоря о медиа. Чтобы возбудить первое уголовное дело, понадобилось вмешательство народных депутатов и заместителя Генерального прокурора.

Ужас был еще и в том, что когда я узнал о том, что на мемориале кто-то копал и обратился во все инстанции, придал этому огласку, раскапывание могил все равно продолжалось. Новые раскопки мы каждый раз обнаруживали, приехав на место с сотрудниками областного отдела охраны исторического наследия, а потом и с тогдашним начальником Владимир-Волынской милиции. Не к чести правоохранителей, но они уголовное дело возбуждать не хотели. Я пишу в милицию одно за другим заявления — и «включает дурака» и отказывает в возбуждении уголовного дела, а вандалы копают и копают. В милиции мне даже говорили: «а где здесь написано, что это могилы?». Я долгое время добивался в районной власти, чтобы та установила мемориальные таблички, ведь комплекс охраняется не Музиченком, а государством, и на это есть соответствующие документы. Кстати, в свое время паспорт объекта было изготовлено при содействии Виктора Олийныка, на то время народного депутата.

К сожалению, мы так и не дождались установки табличек на п’ятиднівських братских могилах, поэтому еврейская община была вынуждена установить таблички за свои средства. Теперь таблички есть — и никто не может сказать, что человек, который пришел копать, не знала, где она находится.

То же самое нужно сказать и об установке дорожных знаков на повороте к мемориалу. Мне годами обещали, но так ничего и не сделано. Поэтому мы вынуждены это делать опять за свой счет.

Раскапывают братские могилы методично и четко, со знанием дела. Сначала снимают дерн, выкапывают землю, чтобы добраться до останков, очевидно, обследуют металлодетектором, потом засыпают землю обратно и закладывают место раскопа дерном, маскируя место раскопа, то есть скрывают следы своих дел. С 2010 года эта картина повторяется.

— То есть, можно сделать вывод, что копает один и тот же человек или группа людей?

— Да, скорее всего этим занимаются одни и те же люди. Во-первых, они ни разу не копали на одном месте, во-вторых, технология абсолютно одинакова. То есть, выкапывается и дернується, чтобы скрыть следы преступления. Копают в марте–апреле. Весной мало травы и легко копать, за неделю–второй дождь прошел, трава поднялась — и уже почти ничего не видно.

Первый случай отличался тем, что копатели «потрудились» и песок из раскопа высыпали на настил, потому что видно было четкие отпечатки квадрата. Дальше они уже этим не обтяжувалися и выбрасывали песок просто рядом с шурфом.

— Копают, наверное, ночью?

— Не думаю, что рискнут делать это днем, потому что рядом дачный массив и их могут заметить.

Кстати, в этот раз мы вместе с полицией обнаружили на мемориале бус, в котором пять человек перепаковывали гору сигарет. Мы не видели, выбрасывали именно они мусор (кучи его оставляют там подобные «посетители»), поэтому ничего противозаконного они не делали. Спросил их, почему они это делают здесь, — те «включили дурака», мол, не знают что это за место. Я сфотографировал их машину и попросил приехать и убрать на этом месте, на что они согласились. А потом они рассудили: раз полиция к ним не имела дела, то и меня можно игнорировать. Никто там ничего так и не убрал…

— Что же ищут «черные археологи» в братских могилах евреев, ведь когда нацисты вели их на расстрел, то все ценное забирали?

— Понятно, что перед расстрелом людей раздевали, обыскивали, женщинам даже расплетали косы. У людей отобрали все, даже жизнь, и им нужно дать покой. Мне удивительно, как современники могут переступать через такие вещи, кем нужно быть, чтобы прийти на место казни невинных людей, выворачивать их кости в надежде найти то, что не заметили нацисты, убивая евреев. Это последняя стадия деградации. За такие вещи нужно судить, как и за убийство.

В военное время за мародерство расстреливали на месте. Чем современные мародеры лучшие от тогдашних? По сути, так называемые «черные археологи» в очередной раз убивают жертв Холокоста. Они так же, как и нацисты не знают Бога, не боятся взять на себя этот страшный грех и возложить ответственность за него на своих детей на много поколений.

Добавлю, что копают не только сами могилы. Характерные следы их «деятельности» есть по всей территории мемориала.

Однажды ко мне позвонил человек и спрашивала о моей книге, предложила встретиться. На встречу пришло двое людей. В процессе разговора выяснилось, что один не местный и занимается раскопками, имеет металлодетектор. Он спросил меня. или можно что-то найти в П’ятиднях?! Собственно, это и было причиной интереса к моей личности. Я посоветовал мужчине выбросить из головы мысли о рытье могил и предупредил, что уже возбуждено уголовное дело и он может попасть в поле зрения правоохранителей. Как видите, «черные археологи» приезжают в наш город неизвестно откуда только за то, что оно имеет большое историческое прошлое.

Не является секретом, что в нашем городе тоже есть люди, которые занимаются поиском ценностей с применением металлоискателей. Обращались и ко мне с просьбой проконсультировать по находкам еврейского происхождения. То есть, люди находят артефакты, а потом ищут, кому подороже продать.

— Не секрет, что существует рынок торговли антиквариатом, где среди прочего торгующих предметами иудаики.

— Сегодня бытует понятие «черные археологи», то есть незаконные, подпольные археологи. Но они являются лишь частью системы, которая четко структурирована. Есть люди, которые занимаются копанием, есть те, кто скупает выкопано и перепродает, а также те, кто все это коллекционирует. Я сомневаюсь, что соответствующие органы будут заниматься прекращением такого «бизнеса». У нас не могут дать совет копателям янтаря, что уж говорить про «черную археологию». Этому не придают большого значения. Тем не менее, в этом «бизнесе» крутятся и весьма небедные люди. Они имеют транспорт, которым выезжают на раскопки, соответствующее снаряжение, а хороший металлоискатель стоит тысячи долларов. Наверное, для части из них это спорт, забава, способ экстремально провести время. Конечно, не все будут сознательно раскапывать братские могилы, но это именно та среда и та система, в которой такие уроды ищут наживы. Но в любом случае их «черная археологическая» деятельность является незаконной. Поэтому я прошу всех сообщать о фактах незаконных археологических раскопок в соответствующие органы. Возможно, это поможет раскрыть возбуждены уголовные производства.

Пока будет происходить неконтролируемая государством торговля антиквариатом — бедлам будет продолжаться. Розкопуватимуть, если не в П’ятиднях, то где попало. Этот вопрос нужно решать на законодательном уровне. Невозможно прекратить надругательство над святыми местами, памятниками истории, не обеспечив контроль над движением предметов антиквариата, не уничтожив экономическую основу этих процессов.

— Есть еще, кроме раскопок в П’ятиднях, на Волыни случаи надругательства над еврейскими могилами?

— Такие же абсолютно одинаковые раскопки найденные в Берестечке. То есть, процесс идет. Раньше были вопиющие случаи в урочище Сосенки на окраине г. Ровно, на месте массовых расстрелов евреев. Там выкапывали шурфы просто рядом с памятником, а мумифицированные останки жертв вырывали и разбрасывали вокруг. В Одессе был прецедент привлечения за подобное к уголовной ответственности, был приговор суда.

Вместе с тем есть и хорошая новость. На днях мне позвонил Валерий Диброва и сообщил, что при его содействии установлен шлагбаум на въезде к мемориалу, проведена уборка территории возле монумента. Поэтому я, пользуясь случаем, выражаю ему искреннюю благодарность за это доброе дело. Хочу отметить, что он помогает не впервые. В свое время он уже давал нам технику для уборки мусора, который в начале 2000-х туда вывозили грузовиками, превращая мемориал на свалку.

Долго этот шлагбаум продержится — еще вопрос, поскольку мы уже пытались прекратить доступ к мемориалу, чтобы остановить вывоз туда мусора. Мне тогда угрожал судом председатель дачного кооператива, хотя проезд до дач находится в другом месте. Тогда цепи, которыми мы перекрывали проезд, выдерживали не больше недели. Их просто сбивали. Случайно ли это совпало с интересом дачников? Трудно сказать… Но, думаю, общение с владельцами дачных участков по этому поводу просто необходимо.

По мнению господина Владимира, надлежащее расследование уголовного дела возможно только в комплексной борьбе с системой незаконного оборота предметов старины. Если этого не будет, то весеннее копание еврейских могил будет продолжаться, ведь те, кто это делает, давно уже потеряли звание человека, достигли самого дна моральной деградации.

Обидно, что большинству безразлично к фактам систематических незаконных раскопок. И если в годы Второй мировой войны в условиях равнодушного созерцания большинства населения нацистский режим физически уничтожал евреев, то теперь безразличие стирает их из памяти, помогает вандалам надругательство над их могилами.

Єврейські могили просять спокою

Єврейські могили просять спокою

Ярослав ВОЗНЮК