Настоятель храма в Поддубцы разделил верующих на два враждебных лагеря

Настоятель храму в Піддубцях розділив вірян на два ворожі табори

Ситуация в селе очень напряженная.

В редакцию «Ведомостей» обратились жители села Поддубцы. Людей волнует ситуация, которая сложилась у них с настоятелем Николаем Лафетою.

Верующие просят у Нифонта поддержки

«Обращение Митрополиту Волынском и Луцком Нифонта
Учитывая ситуацию, которая сложилась в церковном приходе Свято-Покровского храма села Поддубцы Луцкого района, сообщаем, что в течение длительного периода настоятель храма протоиерей Лафета М. М. дерзко и систематически нарушал присягу священника, церковные каноны и положения церковного Устава.
Так, в церкви не функционирует ревизионная комиссия, что привело к отсутствию финансового контроля и любого вида отчетности перед прихожанами. Кассир отстранен от выполнения своих прямых обязанностей, а распоряжение средствами осуществляет священник на свое усмотрение.
Одновременно информируем, что в храме, который является памятником архитектуры, настоятелем самовольно во время так называемой реставрации разрушено его архитектурно-исторический ансамбль — снесено ограждение.

Также в храме настоятель самовольно, без архиерейского богослужения, заменил на Престол новый и самоуправно, вопреки церковным канонам, нарушил целостность оклада храмовой чудотворной иконы Божией Матери. До этого времени остаются неосвященными иконы апостолов Петра и Павла, Богоматери Покрова Пресвятой Богородицы на въездных воротах.

Кроме того, священник склонил секретаря Поддубцевской сельсовета зарегистрировать место его проживания в новом построенном за средства прихожан на прилегающей к храму территории церковном доме, который на то время даже не был введен в эксплуатацию. Указанный дом должен использоваться исключительно для нужд церковной общины (проведения церковных обедов, репетиций церковного хора, работы воскресной школы, ночлега паломников и тому подобное). После возмущения прихожан относительно таких действий, сельский совет безотлагательно его выписала.
Замечаем, что настоятель храма периодически совершал действия, которые не соответствовали нормам морали, не совместимые с саном священника, а также вызывали общественное осуждение. В частности, неоднократно появлялся в состоянии алкогольного опьянения в развлекательных заведениях, клевещут и оговаривал, предлагал людям преклонного возраста взамен на приобретение права собственности на их землю осуществить бесплатное похорон и отправления панихид.
Священнослужитель 21 сентября 2015 года нетрезвым, управляя собственным автомобилем, приехал к бару «Белочка» в селе Гаразджа, где учинил пьяный дебош и драку с владельцем этого заведения. Такой же случай произошел ранее и в гостинично-развлекательном комплексе «101 километр» в селе Поддубцы.
Через несколько дней после указанных событий в баре «Белочка», Лафета М. М. в субботу 26 сентября 2015 года не явился в храм для проведения обряда крещения, а на следующий день — на службу Божью, поэтому богослужения в тот день осуществлял другой священник.
К тому же, во время богослужения на проповедях неоднократно негативно высказывался и осуждал отдельных лиц, остро критиковал деятельность государственной власти, сеял межконфессиональную вражду, а также открыто осуществлял предвыборную агитацию в поддержку кандидатов на должность Піддубцівського сельского головы: своего сына Лафета Виталия и члена Приходского совета Коваля Эдуарда.
Доводим до вашего сведения, что отдельные из указанных противоправных деяний Лафеты М. М. послужили основанием для открытия уголовных производств в отношении него. Учитывая изложенное, просим вас решить вопрос о невозможности дальнейшего пребывания Лафеты М. М. настоятелем Свято-Покровского храма села Поддубцы в связи с нарушением им присяги священника, церковных канонов и Устава.
Прихожане Свято-Покровского храма села Поддубцы».
Обращение подкрепляет список прихожан.
Мы решили, что письмо заслуживает внимания, и отправились в Поддубцы, чтобы непосредственно пообщаться с людьми, а также посетить храм. В храме не удалось побывать, протоиерея не было на месте — будний день. А вот пообщаться с жителями удалось.
Будем откровенны, ситуация в селе сложилась непростая. Люди поделились пополам: одни категорически считают, что священник на своем месте, другие убеждены, что святой отец сеет раздор между крестьянами. А еще стоит отметить, из-за того, что церковь теряет свой авторитет, часть людей примыкает к протестантам.

Подобного храма на Волыни нет

Начнем с того, что такого храма, как в Поддубцы, на Волыни больше нет. Сооружение с 13-ю куполами построена в стиле барокко. Издалека заметны две трехъярусные башни. Большой восьмигранный верх опирается на массивные пилоны. Венчает это все большая баня с декоративным фонариком. Рядом — маленькие восемь бань на боковых башнях.

По легенде, в середине XVI века. в селе Поддубцы луцкие монахи основали монашеский скит, где собирались вести самітнє монашеская жизнь. В 1745 году иноки выстроили здесь деревянный храм Божий Рождества Пресвятой Богородицы. Об этом, в частности, пишет «Википедия». Возле этой же церкви был источник с целебной водой. Среди жителей села бытует легенда, что к нему еще русский царь Петр i присылал гонцов за водой.

Церковь является памятником архитектуры. Сюда со всех сторон съезжались люди, чтобы помолиться чудотворной иконе. Хотя церковь входит в Государственный реестр национального культурного достояния и охраняется государством, в последнее время была проведена реставрация храма, которая, к большому сожалению, исказила подлинный и первоначальный вид церкви, ее колористику и, по некоторым оценкам, уменьшила эстетические ценности памятника.

Настоятель храму в Піддубцях розділив вірян на два ворожі табори

Конфликты, которые разделили людей

Ситуация в селе очень напряженная. Если, как мы уже предварительно сказали, в храм в большие праздники сходились жители окрестных сел, приезжали из областного центра, то сегодня даже местные не спешат туда на службу, обычно бывает не более 30 человек. Объяснение простое — людям не нравится, как ведет себя протоиерей Николай Лафета. Мужчина решил, что это его «персональная» обитель и никто не имеет права указывать, как ему поступать. Во-первых, прихожане не довольны, что священник проводит службу на старославянском языке, а Украину называет не иначе как Киевской Русью, особенно теперь, когда между Украиной и Россией идет война. Тем более, что Поддубцы всегда принадлежали к патриотическим населенных пунктов. Здесь ценится история, люди, которые строили и воевали за Украину.
Крестьян унижает то, что священник не скрывает своего негативного отношения к украинству. Не участвует в государственных праздниках. Не пытается прививать любовь к духовности у детей, только, по их словам, сеет раздор. Что его службы превращаются в сведение счетов с односельчанами. Каждый раз, как поведали нам піддубцівці, пытается унизить словесно односельчан, видя в них своих врагов. Постоянный поток негатива из его уст все больше отталкивает от церкви людей, и они ищут место помолиться в храмах Луцка или ближних сел.

Возмущает прихожан и тот факт, что протоиерей Лафета в последнее время очень «материализовался». Как поведали нам местные, муж «гуляет по селу» с пропиской. То он в одной хате прописался, то уже в другой, хотя имеет свой дом рядом, в Борохов. А тут уже заговорили и о том, что просит верующих переписать на него их паи, обещав бесплатно похоронить.

Не побрезговал и пропиской в церковном доме, который находится на территории храма, кстати, еще не сданном в эксплуатацию. Когда жители села подняли шум, секретарь сельсовета вынужден был его выписать. Пытался «отвоевать» господин отец для себя и землю — 15 соток, которые выделили местные депутаты вдове погибшего в зоне АТО односельчанина. Не себе просил священник, а сыну, который даже не является жителем данного населенного пункта. Просто захотелось земли в пригородном селе.
А во время прошлогодних выборов в органы местного самоуправления святой отец решил, что пришло время совместить церковные дела с мирскими. Увидел себя во главе общины. Даже заявление для заполнения на участие в выборах принял, но когда ему сказали, что нужно заполнить декларацию, разозлился, мол, я священник, и ни о какой декларации не может быть и речи. Но закон есть закон, и он одинаков для всех. Тогда решил, что место председателя должен занять, если не он, то его сын Виталий. Активно начал агитировать за него в стенах церкви. Но народ не обманешь. Не прошел.

И святым отцам ничто человеческое не чуждо

Громкое «прославился» протоиерей Лафета двумя вещами: когда на глазах у всех рвал указы Нифонта (церковь относится к Волынской епархии УПЦ (Московского патриархата)) о его отстранении от должности и назначении настоятелем молодого монаха Илии и когда подрался с владельцем бара «Белочка», что находится на территории Поддубцевской сельсовета. Владелец бара написал заявление в милицию.

Забрасывают Лафете и то, что неоднократно видели пьяным, были случаи, что без причин не являлся на службу, не совершил обряд крещения детей. Была договоренность, но он не пришел. Люди поехали в другую церковь.

Людей волнует и вопрос использования финансов. Ведь, как поведали местные, в церкви отсутствует ревизионная комиссия, которая бы отчитывалась об использовании собранных средств. Ведь не секрет, что на храм во все времена поступали значительные суммы как со стороны местных предпринимателей, так и должностных лиц. К примеру, в свое время только 7 миллионов из государственного бюджета было выделено на реставрацию церкви при содействии тогдашнего депутата Верховной Рады Анатолия Горбатюка. Как распределились эти средства и в полном объеме, доподлинно не известно. Снаружи часть работ проведена, а вот внутри, как утверждают местные, стены выедает грибок.
Вопросов много, недовольство еще больше. Хуже всего то, что сегодня это происходит в стенах церкви, которая должна была бы сплотить верующих, сеять в их душах добро, любовь и где главным должно быть духовное, а не материальное.

Наталья ЮРЧУК

Настоятель храму в Піддубцях розділив вірян на два ворожі табориВ середине храм требует ремонта.