Частью литургий в храмах есть просфора, а послушание просфорниці имеет особое значение.
— Не только в праздники, но и ежедневно утром пейте освященную воду, потребляйте просфоры, ибо святой хлеб Христа, который приобщает нас к полноте божественной жизни в вечности, — такими слова намісниця Праздник-Рождества Христова женский монастырь Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата матушка Мария поучает всех, кто приходит в домовую монастырскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, где уже более десяти лет совершает требные молитвы.
Неотъемлемой частью литургий в храмах есть просфора, а послушание просфорниці имеет особое значение. В этой богоугодной дела множество тонкостей, тайн и сокровенного деяния — обо всем этом рассказывает матушка Мария, которая в свое время и сама выпекала по несколько сотен просфор на день — богородичных и христовых.
Но прежде чем узнаем обо всем, что связано с просфорами, расскажем о монашеской жизни в обители, где, кроме наместница, живут четыре насельницы — две в постриге и столько же — на послушании. И еще бывает сюда наведываются паломники, которые не задерживаются на день-два, как обычно бывает в других обителях, а живут здесь несколько недель, ибо милость Божью чувствуют сильнее, чем где — и в искренних молитвах, и в мощах святых. Здесь исцеляют душу те, кто не имеет сил противиться злу и готов отдать ее лихом…
Когда в душевой жила коза…
Через год, 22 марта, Праздник-Рождества Христова женский монастырь Волынской епархии УПЦ КП отметит свое 15-летие.
Наш разговор с намісницею состоялась в небольшой, но нарядной трапезной. В ней — простые и привычные кухонная мебель, газовая плитка. Посередине стоит длинный деревянный стол, который иногда используют и как раскройный швейный, потому черничий одежду сами шьют. Из небольшого окна видно молодой сад со щепами и кустами, а на подоконнике цветут белые орхидеи.
Женский монастырь занимает первый этаж: здесь домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, несколько келий, трапезная, санитарные комнаты и большой коридор — в нем настоящая оранжерея, где, очевидно, собраны сотни различных вазонов — листья на них ухоженные, словно отполированное. Возле домовой церкви разместилась небольшая лавочка, в которой можно приобрести иконы, свечи, подать записки о различные жизненные требы.
Второй этаж требует значительного ремонта, он не отапливается, здесь сыро и чувствуется плесень, так вот — часто открывают окна, чтобы проветрить от этого запаха. С недавних пор здесь положен новый пол и подведены потолок, а раньше все тепло с первого этажа «бежать» наверх через прогнившую перекрытия. Хотя и сейчас в монастыре не очень тепло, потому что также экономят газ. Со временем на втором этаже планируют разместить кельи — количество паломников все увеличивается, а принять могут только пятерых. Конечно, на ремонт надо немалые средства, но, как говорит матушка Мария, с Божьей помощью и это сделают, вспомнив, в каком запущенном состоянии увидела это помещение 13 лет назад, когда переступила порог обители: вокруг росли сорняки по пояс, позади здания сбрасывали мусор, три кельи были мало пригодными к проживанию, а в душевой жила… коза.
В 25 лет попрощалась со всеми родственниками и друзьями
Интересуюсь у наместница, что заставило ее отречься от мирской жизни и как она попала во Владимир? «Не мы выбираем монастырь, а Бог нас туда выбирает и называет», — ответила она.
Матушка Мария (Валентина Игнатенко) родом из Черкасской области, по образованию — инженер-конструктор. Впервые переступила порог церкви в два года — ее туда привела прабабушка, а стремление найти смысл жизни побудило ее досконально изучать закон Божий, устав и Священное Писание, старалась жить по церковным канонам.
В 25 лет она сообщила родным, что имеет желание уйти в монастырь. А перед этим, будто невидимая сила вела ее до всех знакомых, родственников и друзей — посетила близких и далеких, будто прощалась со всеми.
Но бесповоротно попала в монастырь не сразу, а лишь через три года. Оставив родных, матушка Мария настойчиво изучала монашеский устав и историю церкви. Все, что волновало и не могла понять, записывала в тетрадь, которую всегда носила с собой, а ее направляли от одной обители к другой. Это были годы раздумий, душевной борьбы, монахиня их называет поиском.
За это время она посещала монастыри Киево-Печерскую лавру, Флоровский — на Подоле, Свято-Введенский — в Киеве, все посты молилась в Свято-Михайловском Златоверхом, побывала в Ясинуватці, что на Кировоградщине, а позже — в Дубно Ровенской области, истово просила Господа оставить ее там, где она наиболее нужна. И вот она уже 13 лет в Владимире-Волынском.
Исцеляющие молитвы, мощи святых и ежедневный труд
В обитель, где всегда соблюдают монашеских уставов, часто приезжают паломники со всей Украины и остаются здесь на некоторое время жить. Это не единственный монастырь на Волыни, где такое позволят. В такие дни хлопот прибавляется, ведь миряне не всегда готовы к таким переменам, хоть и хотят их. Но труд и молитва исцеляют их тело и душу, как и мощи мучеников и преподобных отцов, а их в домовой церкви более десятка: Святых — Варвары, Николая, Макария, Моисея Угрина, Пантелеймона, Сергия Радонежского, частицы Честного Креста и чудотворной иконы Холмской Богородицы. Три раза в неделю — в понедельник, среду и воскресенье — священники собора Рождества Христова служат литургии. Ежедневно, кроме субботы, здесь совершаются богослужения по потребностям мирян. В понедельник молятся за сохранение семьи. Во вторник просят у святой Варвары за людей и путников. В среду те, кто болеет, приклоняються перед иконами «Всецарицы», целителей Пантелеймона и Агапита Печерского. В четверг к иконе святой Екатерины идут молодые девушки и женщины, которые просят у заместительницы хорошего мужа или благополучных родов. В пятницу приклоняються к иконе «Неупиваемая чаша», которая лечит от алкоголизма, наркомании, психиатрических расстройств. Ежедневно в 13 часов здесь читают акафист Божьей Матери о прекращении военных действий. А в субботу в соборе Рождества Христова отправляют заупокойную литургию.
— В прошлом году в монастыре более месяца проживали женщины с Востока, потому что имели сильную потребность в таких перемінах, — рассказывает монахиня. — Вместе с родными они объездили несколько монастырей и только здесь нашли покой, потому что мало кто хочет брать незнакомых людей под свою опеку. Я хорошо понимаю паломников, ибо в свое время так случилось и со мной.
Кроме Волыни, приезжают к нам из Тернопольщины, Одессы, Днепропетровской и Донецкой областей. Хотя большинство паломников только на десять процентов выполняют то, что учит устав, но, очевидно, и этого для них достаточно. Мирский одежду они меняют на монастырский, совсем не едят мясных блюд, ежедневно молятся, и, конечно, выполняют какую-то работу. Для них монастырь — это другая жизнь — без развлечений, без друзей и родных, без разных соблазнов, здесь есть возможность сравнить, где лучше, где спокойнее. Даже 12-летних девочек принимаем, но с согласия родителей. В великий пост ждем каждую неделю по две семінаристки из Волынской православной богословской академии, которые будут служить службу, будут учиться готовить постные блюда.
В монастыре матушка Мария является не только духовной наставницей для монахинь и паломников. Каждое воскресенье, после литургии, приходят к ней женщины и девушки, чтобы посоветоваться и рассказать то, что иногда стесняются сказать мужчинам-священникам на исповеди. Но, случается, с намісницею советуются и мужчины. Для всех она — духовная мать и подруга.
Божий агнец в виде просфоры
На протяжении десяти лет в монастыре выпекают просфоры не только для прихожан домовой церкви, но и собора Рождества Христова. Для прихожан это тайна, а для монахинь — особое послушание.
— Хлеб в храме — символ Христа. Если ежедневный хлеб питает человеческое естество, то Христос за хлеб небесный привлекает нас к полноте божественной жизни в вечности. Просфора — это приношения, из нее вынимается агнец, на котором совершается литургия, — рассказывает намісниця Мария, которая некогда и сама их пекла. Сейчас это делает инокиня Галина.
И не каждый христианин сможет с этим справиться, потому что к такому делу нужен особый подход, а главное — делать это должен человек церковный и благочестивый, которая имеет чистые помыслы, открытую душу и часто молится. В монастырях послушание просфорника считается одним из самых главных. Видимо, в церкви, ибо же литургия в храме Божием не может быть без просфор, а без литургии не будет жить церковь.
Во все времена просфоры выпекали только в монастырях и только в четверг — воспоминание Тайной Вечери. Сейчас, обычно, это делает священник или его жена в «чистые» дни. На причастии мы с Богом потребляем с одной чаше тело Господне — это и есть тайная вечеря. Важно, чтобы выпекали просфоры в чистоте и с молитвой — к Богу, Богоматери, ангелов-хранителей и святых просфорників Печерских Никодима и Спиридона.
Великая греческая просфора, в которой все пять просфор объединены и відпечатані, печется лишь по желанию священника. Но в основном литургия происходит на пяти отдельных просфорах — их есть две разновидности: богородичные и христовы. Христовых, которые бывают квадратные и круглые, изображают крест и печати «Иисус Христос Ника» (ІСХС), что означает — сын Божий победил грех. Богородичные пекут с изображением иконы Божьей Матери, которая является покровительницей определенного монастыря, и надписью Мария. Просфора является трискладова в честь Святой Троицы — то есть мука, вода и дрожжи. Еще мука символизирует нашу душу, вода — крещение, а жжение огнем — то Божья милость для нас.
Выпекают просфоры в малой трапезной: здесь стоит небольшая духовка, два столы, холодильная камера, на стенах — иконы и зажженная лампадка. Монахиня Галина, как и любая просфорниця, все делает с молитвой на устах: и когда вымешивает тесто, и когда оно двигается, и когда выпекает. Это труд нелегкий, ибо начинает работу утром и заканчивает поздно вечером. Металлическими формами вырезает нижнюю и верхнюю части. Просфора символизирует двойственность Иисуса Христа: низ — это земная, человеческая сущность, которая постоянно «движется», верх — стала небесная сущность Сына Божьего. На верхний тонкий слой теста вытесняется печать в виде равностороннего чотириконечного креста или изображение иконы. Обе части смазывают святой водой, складывают вместе, верх прокалывают иглой, и ставят в духовку, предварительно смазав противень воском. Готовы, чуть подрумяненные просфоры выкладывают на клеенку и окутывают холстиной. Как остынут, прячут их в морозильную камеру на хранение. За день в монастыре выпекают до 500 просфорок. Если заказов на них больше, а их бывает до тысячи, то начинают печь еще во вторник.
Интересно, что раз в год в монастыре пекут артос — он находятся в церкви на протяжении светлой недели. По форме артос напоминает кулич, но постную. Его выпекают из такого же теста, как и просфоры, но вымешивают еще туже. Артос небольшими крошками едят в течение года до следующего светлого дня — Воскресения Христова.